Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что как показывает анализ российской судебной
практики, при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации по-прежнему
возникают значительные сложности.
2
Деловая репутация считается нематериальным благом, которое дает характеристику деятельности
предприятия и его деловых качеств. Но при этом репутация все-таки имеет денежный эквивалент и
рассчитывается как разница между ценой предприятия при продаже и балансовой стоимостью. И
правда, если бы репутация была лишь нематериальным благом и не влияла на стоимость
предприятия, количество клиентов и, соответственно, объем проданного товара или оказанной
услуги, не было бы смысла рьяно следить за созданием «доброго имени» организации. Любое
предприятие в наше время тщательно собирает положительные отзывы о себе и своей работе и
пытается скрыть отзывы недовольных клиентов или прилюдно - в Интернете и СМИ - решать
«конфликтные ситуации».
В современном деловом мире любая организация, начиная с ИП и заканчивая огромными
международными корпорациями, ведет свою работу максимально публично, в первую очередь в
сети Интернет. Но часто такая публичность оборачивается к организации и негативной стороной. Сеть
Интернет стала настолько масштабной и доступной, что любой клиент или конкурент для
намеренного снижения уровня деловой репутации может оставить негативный, оскорбительный
отзыв, разместить заведомо ложную информацию, порочащую репутацию предприятия, конкретного
лидера или руководителя. Часто такие отзывы размещаются анонимно. И не всегда единственным
выходом для опороченной организации является молчаливое удаление или игнорирование такого
отзыва. Тем более что при размещении на сайте сторонней организации предприятие - адресат
отзыва не имеет возможности его удаления или редактирования. В такой ситуации следует
обращаться в суд с иском к СМИ, разместившему порочащий отзыв или ложную информацию.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с защитой
деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие
судебную защиту деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, практика их
применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение судебной защита деловой репутации субъектов
предпринимательской деятельности.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие деловой репутации юридического лица и индивидуального
предпринимателя;
• исследовать судебный порядок защиты деловой репутации юридического лица;
• рассмотреть порядок предъявления искового заявления о защите деловой репутации
юридического лица;
• проанализировать практические аспекты судебной защиты деловой репутации субъектов
предпринимательской деятельности;
• выявить проблемные аспекты судебной защиты деловой репутации субъектов
предпринимательской деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
3
1. Правовое регулирование судебной защиты деловой репутации субъектов предпринимательской
деятельности
1.1. Понятие деловой репутации юридического лица и индивидуального предпринимателя
К сожалению, само понятие «деловая репутация» прямо в законе не раскрывается, поэтому на
практике используется общепринятое толкование: слово репутация производно от латинского
reputatio, что означает обдумывание, размышление, т.е. под репутацией можно понимать некое
размышление или мысленный образ о конкретном лице, как его представляют другие, их мнение о
достоинствах и недостатках, качествах конкретного лица. Схожее понятие встречается и в толковых
словарях.
В одном из писем Банка России можно найти определение деловой репутации кредитной
организации как качественной оценки участниками гражданского оборота деятельности кредитной
организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и
зависимых организаций.
В случае если сведения распространены о руководителе организации как об органе юридического
лица в связи с осуществлением предпринимательской деятельности этого юридического лица, они
могут быть признаны порочащими деловую репутацию организации.
Распространенные сведения о руководителе организации как о физическом лице (в частности, о
деловых качествах, личных экономических интересах, политической деятельности) не могут быть
признаны порочащими деловую репутацию юридического лица.
То есть деловая репутация юридического лица - представление о деловых качествах, деловом
поведении на рынке, деятельности конкретного юридического лица (его органов) в сфере
общественно-экономического оборота.
Под защитой деловой репутации исходя из смысла ст. ст. 12, 152 ГК РФ можно понимать применение
установленных законом механизмов, направленных на восстановление репутации, пресечение
распространения сведений, которые наносят ей вред.
Необходимо отметить позицию Верховного Суда РФ, в соответствии с которой право граждан на
защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая
репутация юридических лиц - одним из условий их успешной деятельности.
При этом деловая репутация организации как профессиональная репутация, которая заработана в
среде аналогичных профессионалов (например, коммерсантов), а также в среде лиц, на которых
направлена деятельность организации (например, потребителей товаров, работ, услуг), включает в
себя профессиональную репутацию как самой организации, так и ее руководителей.
Согласно п. 14 Обзора практики рассмотрения споров о защите деловой репутации, одобренного
Президиумом ФАС Уральского округа 31.07.2009, деловая репутация как нематериальное благо не
может быть объектом правопреемства в случае реорганизации юридического лица.
Деловая репутация может быть как у юридического лица, так и у гражданина. Причем наличие или
отсутствие статуса индивидуального предпринимателя не имеет значения.
4
Часть 1 ст. 150 ГК РФ относит деловую репутацию к нематериальным благам, принадлежащим
гражданину от рождения и, следовательно, гарантированным Конституцией РФ.
Вместе с тем, как отмечалось ранее, понятие «деловая репутация» прямо в законе не раскрывается.
По аналогии с деловой репутацией юридического лица можно определить деловую репутацию
гражданина как представление о его деловых качествах, деловом поведении на рынке, деятельности
в сфере общественно-экономического оборота, личных экономических интересах и о его
политической деятельности.
На основании п. 1 ст. 1042 ГК РФ деловая репутация является одной из составляющих вклада лица в
простое товарищество.
Если гражданин не имеет статуса индивидуального предпринимателя, иск не связан с
осуществлением им предпринимательской деятельности, с иском о защите деловой репутации
следует обращаться в суд общей юрисдикции с учетом разъяснений, данных в п. 3 Постановления
Пленума N 3.
Таким образом, защита деловой репутации возможна в отношении и граждан, и юридических лиц.
При этом основные способы защиты и порядок их реализации указаны в ст. 152 ГК РФ. Суть этих
способов сводится к опровержению и пресечению дальнейшего распространения порочащих
сведений. Возможны два порядка реализации этих способов: внесудебный - через обращение
непосредственно к «виновному» в распространении порочащей информации лицу; и судебный -
через обращение в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.
1.2. Судебный порядок защиты деловой репутации юридического лица.
Судебный порядок защиты деловой репутации предполагает обращение в арбитражный суд или суд
общей юрисдикции в порядке искового производства, установленного ст. ст. 125, 126 АПК РФ и ст. ст.
131, 132 ГПК РФ (при условии, что виновное в распространении порочащей информации лицо
известно. Если невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при
направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-
ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532,
7. Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ,
08.07.2013, N 27, ст. 3434.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по
делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических
лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 4, 2005.
9. Письмо Банка России от 30.06.2005 N 92-Т «Об организации управления правовым риском и
риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах» // «Вестник
Банка России», N 34, 06.07.2005.
10. Постановление Европейского суда по правам человека от 6 апреля 2000 г. «Дело
«Комингерсолль С.А.» против Португалии» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 508-О // Вестник Конституционного
Суда РФ, N 3, 2004.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 508-О «Об отказе в принятии к
рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его
конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации» //
Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 3.
13. Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2015 по делу N 307-ЭС15-5345, А56-17708/2014 //
СПС «КонсультантПлюс».
14. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой
репутации. Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N
10, 2016.
15. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017). Утв.
Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 2018.
16. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой
репутации. Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N
10, 2016.
17. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2012 N 17528/11 по делу N А45-22134/2010 //
Вестник ВАС РФ, 2013, N 1.
18. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 N 05АП-4738/2017
по делу N А51-11569/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 N 09АП33285/2017 по делу N А40-35257/17 // СПС «КонсультантПлюс».
6
20. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 N 13АП10764/2017 по делу N А56-22771/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 N 17АП8141/2017-ГК по делу N А60-19772/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2016 N Ф07-9063/2016
по делу N А56-17708/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Постановление АС Волго-Вятского округа от 18.01.2016 по делу N А17-7903/2014 // СПС
«КонсультантПлюс».
24. Постановление АС Дальневосточного округа от 11.07.2017 по делу N Ф03-2116/2017 // СПС
«КонсультантПлюс».
25. Определение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2017 по делу N А56-
38897/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Гаврилов Е.В. Конец репутационной компенсации? // ЭЖ-Юрист. 2014. N 9. С. 1.
27. Гаврилов Е.В. О допустимости компенсации нематериального вреда юридическим лицам в
свете запрета для них компенсации морального вреда в Российской Федерации // Юрист. 2016. N 15.
С. 39.
28. Дмитриева О.В. Компенсация репутационного вреда юридическому лицу: функциональное
назначение и обоснование необходимости законодательного закрепления // Гражданское право.
2016. N 4. С. 20.
29. Еременко В.И. Вопросы защиты деловой репутации юридических лиц // Адвокат. 2017. N 2. С.
16.
30. Жаглина М.Е. К вопросу о компенсации «репутационного» вреда юридическому лицу //
Вестник Воронежского института МВД России. 2010. N 1. С. 49.
31. Киракосян С.А., Емелина Е.С. Репутационный вред юридического лица: особенности
доказывания и судебная практика // Вестник арбитражной практики. 2017. N 2. С. 18.
32. Слесарев С.А. Деловая репутация // СПС КонсультантПлюс. 2019.
33. Эрделевский А.М., Телке Ю. Актуальные вопросы защиты деловой репутации юридических
лиц // Хозяйство и право. 2011. N 1. С. 15.